Ремонт реставрация стула
Дата: 3.8.13 | Раздел: Ремонт реставрация мебели
Будем ремонтировать старинный стул с подлокотниками. Скорее это легкое кресло, такие использовали купцы и дворяне на дачах и в загородных имениях. Стулья достаточно сложные столярные изделия, очень часто бывает что они начинают расшатываться уже через несколько лет эксплуатации. Ремонт или реставрация дорогого изделия будут стоить дешевле чем приобретение нового.
Эти кресла очень старые, хозяева предполагают что они сделаны в 18 веке. Я в этом не уверен, по виду скорее конец 19 века или начало 20 века. Точно известно что они принадлежали купеческому дому, а это значит что они не могут быть моложе 100 лет. Я специально искал что нибудь подобное в интернете, но пока не нашел. Похожие полукресла делали в середине 19 века, именно на их основе были созданы знаменитые Венские стулья. Термин Реставрация может использоваться хотя бы из уважения к возрасту изделий, хотя по сути это скорее ремонт.
К сожалению я не сделал фото изначального состояния, здесь кресла уже покрыты лаком. Но общий вид был вполне приемлемым, другое дело что все детали расшатались, а передние ножки выпадали из гнезд. Сборка стула очень похожа на конструкцию венских стульев, хотя отличия конечно есть.
Общие размеры стула: Высота спинки - 930 мм. , высота сиденья без мягкой подушки - 400 мм. , с подушкой - 470 мм. , общий габарит сиденья 450/450 мм. .
Первое что я сделал, это полностью разобрал стулья на детали. Задние ножки и проножка крепятся к сиденью на винты. Передние ножки точеные, с круглым шипом на верхнем торце. Оказалось что рамка сиденья, так же как и другие детали, гнутая. Торцы рамки соединяются на задней стороне сиденья на косой запил, склеиваются и дополнительно в них были установлены два шканта. Так как это соединение тоже разошлось, то его пришлось переклеить. Для это высверлил старые шканты, зачистил косые торцы, склеил, сжал струбцинами и установил новые шканты. Проножка так же гнутая, стык зачистил и склеил по новой.
На передних углах рамки сиденья изнутри доклеены два угловых бруска. Они создают площадки, в которых сверлятся гнезда для установки передних ножек. Эти детали отошли от рамки и держались только на дополнительных шурупах. Судя по внешнему виду эти шурупы более молодые и вкручивались во время ремонта. Да и невозможно представить, что старый столярный клей выдержал бы все это время, он практически весь испарился. Уголки так же зачистил, подогнал и вклеил на место. Старое гнездо получилось меньше чем шип на ножках, что собственно очень хорошо. Гнёзда рассверлил по нужному диаметру и заново вклеил ножки.
По следам на рамке сиденья видно, что стул перетягивался не меньше двух раз. Так что этот материал для обивки скорее всего не родной, а более поздний. Возможно его как то подбирали похожим на старый, хотя это не факт. К тому же площадка сиденья из фанеры, хотя и старой, но уж никак не столетней. Вряд ли в те времена делали фанеру, вероятно площадка была из тонкого столярного щита, который расклеился из за испарения клея.
Спинки стульев тоже расшатались, их пришлось разобрать и переклеить. Некоторые детали на внутренней рамке спинки пришли в негодность, сделал такие же и вклеил на место. Но что особенно впечатляет, все гнутые детали оказались в отличном состоянии!
Вы только посмотрите на эти подлокотники, все гнутое и все целое! Крепятся подлокотники сверху к спинке на шурупах, а снизу к отдельным брускам 25/25/100 мм. , приклеенным сверху на рамку сиденья. Соответственно в фанерной площадке сиденья сделаны вырезы для них. Все детали покрыты узорами, сделанными узкой овальной выборкой.
Кстати говоря, перед покраской нужно было удалить старый лак, никакие растворители на него практически не действуют, все пришлось сошкуривать вручную. После вышкуривания выяснилось, что все детали стула, в том числе и гнутые, сделаны из бука.
Мягкая подушка спинки интересна тем, что под ней нет фанеры или ДВП. Что в общем то понятно, этих материалов тогда просто не существовало. Мягкая деталь сформована из лыка, такого толстого мочала (скорее всего), с бортиками по краям и прошита суровой ниткой, дратвой. Внутри между бортиками уложен более мягкий материал, похожий или на спутанные водоросли, или какую то траву. Но все уже обтрепалось, поэтому подушку сделал обычную, основа плотное ДВП, поролон 10 мм. и мягкий синтепон.
Подушку сиденья так же собрал из слоя поролона 50 мм. и слоя мягкого синтепона 50 мм. . После стягивания обивки получилась высота подушки 70 мм. . Фанеру оставил старую, она толщиной 8 мм. и следов разрушения нет. Место стыка закрыто лентой из обивочного материала, закрепленной на декоративных гвоздях. Гвозди забиваются в кромки фанеры.
После того как все детали были переклеены и вышкурены, они были покрыты полиуретановым лаком, колер наводился такой же как был изначально. Затем все собрал, задние ножки прикручиваются к рамке сиденья на болтах, но не в футорки, а в отдельные пластины с резьбой, установленные изнутри сиденья. Гнутая проножка прикручивается шурупами, изнутри в ножки. Половина шурупов были явно старые, уж очень необычно выглядят для нашего времени. Другие более свежие, скорее всего середины или конца 20 века.
Раз эти кресла находились (пусть и не все время) в эксплуатации столько лет, то эту конструкцию стульев можно признать не просто классической, а образцовой, идеальной. В принципе мебель без ремонта столько не живет, а у нас вместо того чтобы реставрировать старые изделия их выбрасывают, и покупают предметы непонятно из чего и как сделанные. Старая мебель это прежде всего история нашей семьи, и нужно подумать, прежде чем выбросить историю на свалку.
Cтатья опубликована на сайте "Мебель своими руками": http://krasno-tal.ru
Адрес статьи: http://krasno-tal.ru/modules/myarticles/article_storyid_173.html |